Ростов-на-Дону
Справочник Ростов-на-Дону

В Ростове растет число спорных монументов, но нет памятника Солженицыну

19 октября 2013, 14:17 Культура

Сентябрь ознаменовался на Дону появлением двух новых монументов. Один — бывшему городскому голове Андрею Байкову поставили в Ростове. Вторым стала скульптурная композиция, изображающая стоящего Александра Пушкина и присевшую рядом на лавочку его жену Наталью Гончарову. Изваяние теперь украшает батайский сквер им. Кирова.

И если целесообразность памятника Байкову бесспорна, то вот появление скульптурной композиции в Батайске, где ни сам Пушкин, ни Гончарова никогда не бывали, вызвало у краеведов недоумение.

Вообще же текущий год «подкинул дров в топку» разговоров о том, что на Дону толком не увековечена память ни выдающегося писателя и мыслителя Александра Солженицына, ни героя Великой Отечественной войны Алексея Береста, ни легендарного тяжелоатлета Василия Алексеева, а также многих других наших прославленных земляков.

Очень жалко, что такие личности, как тот же скульптор Сергей Корольков, писатели Вера Панова, Борис Изюмский в Ростове недооценены, — с грустью говорит авторитетный архитектор-реставратор, краевед, член Ростовского отделения Общества охраны памятников Любовь ВОЛОШИНОВА.

Абсурд в бронзе

Любовь Феоктистовна, последние годы новые памятники в Ростове появляются во множестве. Так в чём же проблема?

Мне, например, непонятно недавнее заявление Управления культуры Ростова о том, что в городе может вырасти памятник Чингизу Айтматову. Я ничего не имею против Айтматова, очень люблю его творчество. Но какое отношение он имеет к Ростову? Лично мне кажется, что вполне можно было обойтись Ростову и без памятника Елизавете Петровне, установленного пять лет назад у Покровского сквера. Да, она действительно в своё время подписала указы об основании Темерницкой таможни и крепости Димитрия Ростовского. Но подобных указов было множество… Это уж не говоря о некоторых странностях памятника. Я вожу по городу экскурсии, и люди нередко меня спрашивают, глядя на изваяние: действительно ли Елизавета Петровна выглядела так? Миловиднее была императрица. Или мне вот недавно рассказали: в Новочеркасске хотят установить третий по счёту памятник Платову.

Третий?

Именно. Якобы его хотят поставить у главного корпуса технического госуниверситета, которому недавно присвоили имя Платова. Бронзовый атаман уже есть в городе — и пеший, и конный, вот теперь будет ещё один… Вот зачем, не скажете? Ведь надо же соблюдать чувство меры, вкус…

Читатели возмущаются: не в том беда, что у нас появляется такое количество непонятных памятников. Обидно, что внимания не удостоены известные земляки. К примеру, в Ростове за столько лет разговоров так и не появилось ни монумента, ни музея Солженицына, о создании которого, кстати, много и долго говорили.

Знаете, мне вообще кажется, что Ростову очень необходим литературный музей или хотя бы какая-то литературная экспозиция. Ведь у нас работали и Шолохов, и Солженицын, и ещё немало других авторов. Например, Вера Панова — была такая известная советская писательница, кинодраматург, один из фильмов которой получил «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах. Ростов — это и Борис Изюмский, и Леонид Григорьян, и Виталий Сёмин. Мне очень жалко, что их имена в Ростове, такое впечатление, подзабыты, недооценены. Спроси на улице, кто такой Борис Изюмский, многие ли ответят?

Отсутствие музея Солженицына или хотя бы экспозиции, которую можно было бы создать в нём, — это, конечно, недопустимо. Тем более обидно, что Ростов был не просто эпизодом — это был этап в жизни Солженицына. Они с матерью переехали сюда из Кисловодска, когда ему было всего шесть лет. Здесь он пошёл в школу, здесь поступил в университет, именно в Ростове он начал свою литературную деятельность. Правда, поначалу писал стихи, а не прозу. В воспоминаниях упоминал: «Но всю эту мою чушь не принимали». Здесь у него были друзья. В 90-х годах, когда он приезжал в Ростов, в архивах университета даже нашли его зачётную книжку. Он, увидев её, за малым не расплакался.

Изюминка, которой нет

В августе губернатор Василий Голубев сообщил: область выкупит оригиналы первых иллюстраций «Тихого Дона», выполненные донским художником и скульптором Сергеем Корольковым, у его родственников в США. Королькова за его талант называли донским Роденом. Казалось бы, замечательно. Но, оказывается, в то же время родственник Королькова уже не один год пытается организовать небольшой музей в хуторке Азовского района, где когда-то жил художник.

Я об этом слышала. Очень жаль, что Корольков у нас незаслуженно забыт. Он прожил в Ростове лет пятнадцать, и именно он автор наиболее талантливого памятника Гражданской войне в Ростове — знаменитых горельефов на здании театра имени Горького. Там изображены и красные, и белые и проведена главная мысль: в такой войне не бывает ни победителей, ни побеждённых.

Из Таганрога в нашу редакцию пишут: «Когда же откроется музей замечательной актрисы Фаины Раневской, обещания организовать который звучат уже лет двадцать?» Кстати, в начале года заявили ещё и о том, что в Таганроге наконец-то воссоздадут музей Александра I. Однако воз и ныне там.

Конечно, нужен и музей Раневской, и музей Александра I. Что до последнего… Императора, конечно, к нашим землякам причислить нельзя, но вот посвящённая ему экспозиция действительно могла бы стать городской туристической изюминкой. Ведь до сих пор живучи легенды о том, что Александр I в реальности не скончался в Таганроге в 1825 году, а тайно покинул дворец и стал отшельником в Сибири. Такой музей наверняка привлёк бы внимание туристов.

Что вообще нужно, чтобы память об известных земляках сохраняли на деле? Во-первых, власть должна не просто поговорить, а предпринимать конкретные шаги. А во-вторых, мне кажется, нужно и больше инициативы со стороны общественности, чтобы она требовала от власти выполнения обещаний.

Витольд АБАНЬКИН, правозащитник, председатель Ростовской общественной организации «Путь к праву»:

— В этом году мы на деньги, собранные людьми, открыли в Новошахтинске памятник бывшему политзеку, поэту Валентину Соколову, известному под псевдонимом Валентин ЗК.

Сейчас мы собрали больше 200 подписей в поддержку создания пусть даже совсем крошечного памятника Солженицыну в Ростове. Мне довелось лично немного знать Солженицына, это был очень скромный мужик. Так что и памятник (или просто бюст) ему должен быть скромным. Обсуждается возможность того, чтобы московский скульптур сделал эскиз бесплатно. Тогда нужны будут деньги только на бронзу, литьё. Да, мы будем просить власть о софинансировании расходов на памятник. Если помощи не получим, будем собирать деньги сами. По нашим подсчётам, потребуется не больше одного миллиона рублей.

Искусствовед, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Валерий РЯЗАНОВ:

— Сейчас памятники ставят многим странным персонажам — раку, рыбаку, и Ростов не исключение. Это реакция на то, что нас перекормили в своё время монументами с поднятыми руками, указующими путь. Такие шутейные композиции нужны. Но при этом нельзя забывать о великих, талантливых земляках.

Во-первых, нужен памятник Алексею БЕРЕСТУ. Это выдающийся человек, герой, который брал рейхстаг. Тем более, что есть прижизненный портрет Береста, сделанный ростовским скульптором Демьяненко.

Незаслуженно забыт на Дону и великий художник 20-го столетия Григор ШИЛТЬЯН, который родился в Нахичевани-на-Дону, потом уехал на чужбину. Его картины считаются выдающимися.

Обидно мне и за Сергея КОРОЛЬКОВА. Да, он был противоречивой, сложной личностью, но прекрасным художником. Стало известно, что можно сделать какое-то место его памяти, экспозицию его работ в доме, где он вырос, — в хуторе Азовского района. Однако местные власти этот дом не хотят отдавать…

Или, например, в Ростове есть хороший памятник великому художнику Мартиросу САРЬЯНУ. Но город вырос. Получилось, что сейчас памятник стоит у балки, засыпанной мусором, монумент зарос бурьяном. И видят его только шофёры, которые выезжают из города. Я считаю, что его давно надо бы перенести.

Девушка с ведром. Скульптура установлена к очередному юбилею Ростовского Водоканала и представляет более чем двухметрового роста девицу, набирающую ведро воды из колонки. Ростовчане восприняли это как намёк: дескать, вот и выход, если из-за порыва трубы в очередной раз выключили воду…

Монументы святым благоверным Петру и Февронии. Памятник православным покровителям семьи и брака — дело хорошее. Но для чего их на Дону так много? Такой вопрос не однажды звучал в аифовской почте. Так, монументы уже есть в Ростове, Батайске, Белой Калитве. В скором времени памятник должен появиться в Волгодонске, где с ним уже связан конфуз. Городская администрация на сайте спросила, где его поставить. Вторым по популярности ответом стало: «Такой памятник устанавливать не нужно».

Вопрос о создании музея А. И. Солженицына неоднократно рассматривался в администрации Ростова, на заседаниях городской межведомственной комиссии, — ответили редакции в управлении культуры донской столицы. — Была создана рабочая группа, которая изучала возможность создания музея в доме №48 по пер. Халтуринскому, где он жил. В ходе работы было установлено, что дом является частной собственностью и владельцы квартир не дают своего согласия на переезд в другие помещения. С учётом вышеизложенного в Ростове запланировано создание музейной экспозиции, посвящённой А. И. Солженицыну, в одном из зданий ЮФУ либо в каком-то ином здании, где бывал Солженицын, а также в будущем муниципальном музее истории города Ростова-на-Дону на ул. Московской, 72.

В ноябре будет два года, как не стало нашего прославленного спортсмена, штангиста Василия Ивановича Алексеева. После его ухода из жизни власти Шахт сразу заявили, что ему поставят памятник, но почему-то на народные деньги. Неужели на то, чтобы увековечить память Алексеева, у города, области нет денег? Я тоже перечислил небольшую сумму. Но памятника так и нет…

О. Ковженев, Шахты

— Пока собрано 2 млн 135 тыс. рублей. Всё это действительно народные деньги. Их собрали жители города и области, спортивные организации и т.д. Бюджетных денег здесь нет ни рубля. Потому уже заключён государственный контракт на ведение тех работ, которые покрывает скопившаяся сумма, — рассказал «АиФ на Дону» замдиректора Департамента спорта Шахт Владлен АЛЕКСЕЕНКО. — В частности, сейчас идут работы по изготовлению и установке постамента под памятник. А скульптор делает гипсовый макет, который впоследствии будут заполнять бронзой. Когда памятник появится? По всей видимости, тогда, когда будет вся сумма.

На вопрос, почему нельзя было изготовить памятник хотя бы частично за счёт казны, а не собирать для этого деньги, Владлен Алексеенко ответить не смог: «Таких решений я не принимаю».

Читать на сайте АиФ Ростов