Неожиданный поворот произошел в судьбе уроженца Сочи Олега Топалова, ставшего широко известным после побега из столичного СИЗО «Матросская Тишина» 7 мая 2013 года. Следователи считали, что он входил в группировку киллеров мафиозного клана Аслана Усояна (Дед Хасан), и обвиняли его в причастности к убийству в Батайске владельца ростовской компании «Росвтормет» Юрия Звездочкина и его телохранителя.
По данным «Известий», суд присяжных в Ростове-на-Дону полностью оправдал Топалова по делу об убийстве, что может закончиться правовой коллизией — теперь против него должны закрыть и дело о побеге из СИЗО. Реабилитация Топалова вряд ли затронет других фигурантов этой истории: двух охранников СИЗО сейчас судят за халатность, 25 сотрудников ФСИН получили взыскания.
Как рассказал «Известиям» адвокат Топалова Игорь Герасимович, несколько дней назад в Ростовском облсуде завершился процесс по делу об убийстве в июле 2010 года в Батайске 32-летнего Юрия Звездочкина, директора крупного импортера черных металлов — ООО «Росвтормет», входившего в промышленную группу МАИР. Киллеры расстреляли бизнесмена и его телохранителя, когда они покинули свой Mercedes. Сами преступники скрылись на «Волге».
На скамье подсудимых оказался один из предполагаемых киллеров — Олег Топалов. Следователи считают, что он был участником печально знаменитой банды Дмитрия Леснякова (Лес). В последнее время эта группировка работала в интересах крупного мафиозного клана Аслана Усояна, убитого в январе этого года в Москве.
Следственный комитет уже почти 10 лет расследует в Москве дело группировки Леса, время от времени отправляя ее участников в суд. Дело против Топалова об убийстве Звездочкина и незаконном обороте оружия также расследовалось в Москве, было выделено из основного дела и направлено в суд Ростова.
Рассмотрев собранные следствием доказательства, коллегия присяжных полностью оправдала Топалова по всем пунктам обвинения.
— Он был освобожден из-под ареста прямо в зале суда, — рассказал «Известиям» адвокат Топалова Игорь Герасимович.
Между тем этот вердикт может иметь последствия и для второго уголовного дела, возбужденного против Топалова, но уже в Москве. Речь идет о его нашумевшем побеге из столичного СИЗО «Матросская Тишина», где он содержался с 7 октября 2011 года.
О побеге Топалова стало известно утром 7 мая 2013 года, когда инспекторы не обнаружили его в камере № 409 в так называемом малом спецкорпусе. Как выяснилось позже, он проковырял столовой ложкой мягкий потолок, проник в вентиляционную шахту и добрался так до крыши соседнего здания. Спустившись с ограды «Матросской Тишины», он направился в сторону находящейся рядом набережной Яузы. Там пущенная по его следу служебная собака потеряла след. На поиски Топалова было брошено около 100 самых опытных сыщиков угрозыска. Полицейские опасались, что обвиняемый в убийстве может взять заложников и совершить новые тяжкие преступления.
На следующий день на Топалова в Измайловском парке наткнулись два сержанта-кинолога из УВД Восточного округа Москвы. Они же его и задержали. Как выяснилось, ему попросту было некуда идти, к тому же при побеге он повредил ногу. Полицейские получили за это благодарность от руководства, а также премию по 100 тыс. рублей.
Сразу же после задержания Топалова перевели в столичное СИЗО № 5, где его поместили в карцер. Против него возбудили уголовное дело по ст. 313 УК («Побег»).
Побег Топалова стал причиной масштабных проверок и зачисток среди персонала СИЗО «Матросская Тишина» и ФСИН. Следственный комитет предъявил обвинения по ч. 1 ст. 293 УК инспекторам дежурной смены — 30-летним Александру Синьковскому и Виктору Добрынину. Сейчас их дело слушается в суде.
По итогам служебной проверки были наказаны 25 сотрудников ФСИН — двое уволены, остальных понизили в должности, всех лишили премий.
Адвокат Топалова считает, что теперь должно быть прекращено и дело о побеге.
— По основному уголовному делу он был оправдан, поэтому реабилитация должна устранять все последствия и заглаживать весь вред, причиненный незаконным уголовным преследованием, в том числе и содержание в СИЗО, — пояснил он.
Опрошенные «Известиями» эксперты считают этот случай неоднозначным с правовой точки зрения.
— Топалов должен быть реабилитирован по делу о побеге, однако государству также нужно сохранить лицо. Я считаю, что будет найден некий компромисс — он будет осужден, но получит чисто формальное наказание, — сказал «Известиям» адвокат, доктор юридических наук Владимир Жеребенков. — Топалов теперь может сказать: «Я сбежал, потому что был невиновен, а теперь это подтвердил и суд». Я думаю, что дело о побеге вызовет много споров и будет разбираться в Конституционном суде и в Европейском суде по правам человека.
Источник новостей: Рамблер