— Какова задача нашей студии? Да знаете, она прежде всего в том, чтобы помочь нашей детворе стать «человеками» — добрыми и отзывчивыми людьми, научить по-настоящему сопереживать, плакать и радоваться, — улыбается руководитель Азовской Детской образцовой киностудии анимационных фильмов «Солнышко» Александр ЦЫБУЛИН.
А если перевести длинное название на более простой язык, то «Солнышко», пожалуй, единственная студия на Дону, где детвору учат снимать самые настоящие мультики.
…«Солнышко» появилось в Азове в 1970-м.
— Однако официальной датой открытия считается конец 1973 года. Почему? Да просто у нас совести не хватало именоваться студией, пока мы ни одного фильма не сняли, — объясняет Цыбулин.
Впрочем, уже в 1973-м студию и заметили специалисты: мультик «Черешня» получил награду на детском всероссийском фестивале. А в 1979-м пришло другое признание: мультфильм «А без воды…» получил главный приз Союзмультфильма. Автор — подросток Олег Майборода подружился с Романом Качановым (автором знаменитой «Чебурашки»). После «А без воды…» получил и золотую медаль международного фестиваля в Финляндии.
В совокупности в детской студии сняли более 130 мультиков, 87 фильмов стали участниками, победителями и призёрами всевозможных российских и международных фестивалей.
Недавно студия отметила 40-летие. О судьбах воспитанников и о его собственной, о том, как рождаются сценарии, и о прочем мы и расспросили Александра Цыбулина.
Герои — перчатки
— Как сложилась ваша жизнь и почему вы увлеклись мультиками?
— Корнями я из Азова, здесь провела детство моя мама, но потом семья перебралась на Кубань — в станицу Новоминскую, — рассказывает он. — После школы меня взяли на Азовский оптико-механический завод, где и выучился на токаря. Потом поступил в Краснодарский пединститут, на худграф. В те, молодые, годы я и познакомился с Татьяной, она училась на инязе. Мы влюбились, поженились. А году в 1967-м я случайно наткнулся в газете на заметку «Дети снимают мультики». В ней рассказывалось о первой в СССР детской анимационной студии «Флоричика» в Кишинёве. И меня это пленило! Я ведь заболел кино, и в частности мультфильмами, намного раньше.
После окончания вуза мы с Таней обосновались в Азове. Меня взяли в городской Дворец пионеров, где я по собственному почину и организовал студию анимации, ИЗО и декоративно-прикладного искусства, которая после переросла в сугубо мультипликационную.
— Слышала, что первый мультик вы сняли с помощью двух старых стульев, куска стекла. А персонажами были… чьи-то старые вязаные перчатки.
— (Улыбается). Всё так. У нас не было ничего, кроме этих стульев, стекла и старенькой камеры «Киев-16». Мы вставляли в перчатки проволоку, сгибали «палец» — делали кадр. Потом сгибали чуть сильнее — снова кадр.
— Лет через 7 вы уговорили и жену преподавать в студии, она тоже стала мультипликатором.
— Это был наш общий душевный порыв! Нет, правда! Да и оказалось, что Таня прекрасно рисует.
Талантами не рождаются
Методика Цыбулиных на первый взгляд странна и, уж совершенно точно, альтруистична. В «Солнышко» берут всех желающих — хоть есть у ребёнка способности к рисованию, хоть нет, лишь бы ему на самом деле хотелось снять свой мультик. Берут, как шутят здесь, от 8-летних до 80-летних. Старшим детям можно приходить тогда, когда им удобно, а не строго по расписанию. Хотя это и противоречит официальному уставу.
— Александр Васильевич, получается, можно стать мультипликатором, и не умея рисовать?
— Знаете, в нашей студии мы занимаемся преимущественно рисованной анимацией. Но берём действительно даже тех ребят, у которых явно нет предрасположенности к рисованию. Они не видят ни формы, ни объёма, ни линии.
— Ну, во-первых, мир знал и замечательных мультипликаторов, которые вообще толком не рисовали. Канадец Марк Лорен создавал мультяшных героев из геометрических фигур. Но сколько в них было переживаний, эмоций!.. Так что в нашей политике вполне разумная подоплёка: мультипликация, как и кино, зиждется не только на картинке, но и на сценарии, драматургии. Скажем, ребёнок — неважный рисовальщик, зато может придумать отменный сценарий.
Но самое главное: я не понимаю, как заявить ребёнку: ты бесперспективный? Тем более, что природа таланта — это вообще загадка. У нас бывает так, что ребёнок рисует посредственно, а года через два-три в нём вдруг открывается такое… В этой связи мне вспомнился случай: ещё в 80-х годах Сергей Стародубцев, замечательный ростовский кинодокументалист, снял сюжет об удивительной пожилой женщине из какого-то очень отдалённого донского хуторка. В 60 лет она внезапно начала рисовать ПОРАЗИТЕЛЬНО талантливые пейзажи, горные и морские. Это при том, что она никогда в жизни ни в горах, ни на море не была. Изображала она их ещё и точками — как пунктисты (одно из течений импрессионистов). Но вряд ли, конечно, о них когда-либо слышала. Это было от безвыходности: кисточек у неё не было, жевала кончик спички, тот размягчался. Окунала его в краски, которые сама выжимала из бурака, ещё чего-то…
А что до расписания… Может, скажу лишнее, но мы действительно пишем в журнал больше фиктивно: мол, занятия у старшей группы по понедельникам и средам (младшие всё же ходят строго по расписанию). Но ведь это жизнь! Какой-то ребёнок посещает ещё и спортивную секцию, он не может бывать у нас по понедельникам. Потому старшим мы даём свободу: они ходят, когда хотят и когда могут, в любое время в будни, с полдевятого до шести.
Сюжеты из жизни
Цыбулин включает телевизор и запускает некоторые мультики, в разные годы сделанные в «Солнышке».
Вот снеговик переживает: мол, слепили его слишком поздно и жить до наступления тепла ему недолго. Пожелтевший от любви листик с огромными живыми глазами скучает по вишенке, когда-то висевшей на деревце рядом с ним. А та печально смотрит на него из банки с вареньем.
— Кто сочиняет сюжеты для мультиков?
— Что-то детвора подсматривает в жизни — делает мультики о промокшем бездомном котёнке, которого увидели под дождём, и т.д. Бывают, конечно, и более сложные, по-настоящему глубокие сюжеты. Помню, мы с талантливым нашим кружковцем (ныне это известный донской художник Юра Бессмертный) возвращались с какого-то фестиваля на поезде. И в окно увидели: на перроне дядька с огромным рюкзаком за плечами уронил несколько монеток прямо на пути. За копейкой он полез буквально под рельс, потом рюкзак на него упал. Юра домыслил ту сценку, сделал мультик о стяжательстве, оказавшийся пророческим. Люди увлекаются деньгами — копят, снова копят… И в конце концов ком достатка наваливается и уничтожает их личность, их жизнь.
Многие, конечно, делают мультик по сюжету рассказа, стихотворения.
— Где сегодня можно увидеть ваши мультики?
— Судьба наша горькая. Их можно увидеть на фестивалях, куда, впрочем, и наша детвора поехать не может. (Нет денег, участвуем, как правило, заочно. Я бандеролью отправляю диски с мультиками, сам всё оплачиваю, однако что мы об этом?..) Ещё показываем родителям у нас в студии. Иногда пробиваем, чтобы мультик бесплатно показали по местному ТВ. Вот так у нас о талантах заботятся…
Источник новостей: Рамблер