Ростов-на-Дону
Справочник Ростов-на-Дону

КАСКОдеры

23 ноября 2016, 00:19 Краснодар, Москва, Происшествия


КАСКОдеры

Число желающих заработать на страховке растет с каждым годом. Ради выплат аферисты скупают битые фары и цепляют их на свои тачки, наркоманы инсценируют несчастные случаи, а компании обращаются к услугам профессиональных каскадеров, чтобы правдоподобно столкнуть грузовики. Эти и другие схемы жульничества раскрыл в беседе с «Лентой.ру» топ-менеджер страховой компании МАКС Виктор Алексеев.

«Мошенничества прогрессируют, это заразно. Особенно в регионах, где экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Понятно, что появляются желающие заработать 4-5 миллионов рублей на одном полисе КАСКО. Если кто-то смог это сделать — он делится своим опытом с другими. Так что развитие мошенничества идет полномасштабное», — говорит Алексеев. По его оценке, львиная доля махинаций — в автостраховании: 80 процентов.

В сфере возмещения убытков от порчи другого имущества — 15 процентов. Здесь мошенничают не только граждане, но и компании. «Один бизнесмен решил поправить свое материальное положение за счет страховки: суд вынес решение об отчуждении имущества компании на 150 миллионов рублей в пользу банка. Тем не менее бизнесмен подделал четыре договора страхования, сжег имущество и предъявил нам убытки», — рассказывает страховщик. В сельском хозяйстве, по словам Алексеева, в ходу страхование задним числом погибшего урожая. Убытки страховщиков составляют десятки миллионов рублей.

Оставшиеся пять процентов афер, по свидетельству собеседника «Ленты.ру», приходятся на страхование разных видов ответственности и от несчастных случаев. Из-за кризиса отрасли на улице оказались бывшие страховщики, которые до тонкостей знают внутренние процессы, поэтому их махинации на порядок квалифицированнее. На днях прошли судебные слушания с участием бывшего сотрудника страховой компании. Он попался на 19 страховых событиях, по которым выплачено около пяти миллионов рублей.

Схема, которую использовал фигурант дела, на языке страховщиков называется «перевес». Интернет неслучайно изобилует объявлениями о продаже поврежденных запчастей. Мошенник снимает хорошие детали, вместо них вешает битые и заявляет убыток. Он либо инсценирует ДТП, либо заявляет о противоправных действиях третьих лиц. Предъявляется справка ГИБДД или отказ в возбуждении уголовного дела от участкового. «Потом мошенник снимает битые, вешает обратно хорошие детали и показывает страховщику отремонтированный автомобиль. И мы платим», — говорит Алексеев.

Существует даже условная специализация по регионам. Южане чаще занимаются «перевесом»: Краснодар, Ставрополь, Ростов-на-Дону. В средней полосе другая беда — инсценировка повреждения днища.

Алексеев много времени проводит в судах, где с переменным успехом выводит на чистую воду проходимцев. «Я недавно был в суде, и там явно был мошенник. У него три машины, по которым он заявил в разные страховые компании 18 убытков. Через суды он уже взыскал по ним 18 миллионов рублей. По одному из этих случаев мы сумели доказать фальсификацию — так называемый наезд на препятствие», — говорит собеседник.

Заявитель сообщил о повреждении автоматической коробки передач, катализатора, защиты — всех дорогостоящих агрегатов своего Mercedes.

«Мы выяснили, что этот же автомобиль заявлялся в другую страховую компанию с теми же самыми повреждениями. И наши коллеги нашли видео с камеры наблюдения, которую этот мужчина не заметил. На записи видно как его машина аккуратно заезжает на бордюр, а нам он заявил, что не справился с управлением и вылетел на бордюр на большой скорости», — говорит Алексеев.

Алексеев считает, что сфера активно криминализируется, в автомошенничество вовлекаются не только страховые агенты, но и сотрудники ГИБДД. «На прошлой неделе в нашем офисе в Черкесске взяли с поличным гаишника, который предлагал фальсифицировать ДТП. Мы за ним давно следили. Сейчас идет серьезная разработка службой собственной безопасности МВД, все наши факты подтвердились», — говорит собеседник. Инспектор оформлял справки ДТП по событиям, которых не было.

Так называемых «автоюристов» Алексеев выводит в отдельную группу махинаторов со страховкой. «Эти дельцы поделили между собой крупные города, заключили своеобразную конвенцию, как в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова. Им помогает криминалитет, они используют информацию из ГИБДД. Схема везде одинаковая: они приходят к пострадавшим и за полцены от реальной стоимости повреждений заключают договор цессии — это переуступка прав требования», — говорит Алексеев. Как правило, эти люди, пользуясь несовершенством законов, способны взыскать со страховой компании в четыре-пять раз больше, чем заплатили пострадавшему при сделке.

«Вот у нас был случай в Сочи: обращаются автоюристы по 30 страховым событиям. Мы не поленились обойти всех пострадавших по этим случаям. С каждым человеком пообщались, поняли, что эти убытки у них были выкуплены за копейки. Мы им показали наши расчеты, которые в полтора раза выше — то есть мы выплатили бы им больше денег. Получили от них заявления об обмане со стороны автоюристов и отнесли их в правоохранительные органы», — рассказывает Алексеев.

Как действуют автоюристы: они нанимают независимую экспертизу, которая завышает ущерб. «Как правило, материалы они специально присылают нам по почте, не показывая автомобиль. Обычно страховщики отказывают в выплате по такому варианту. Эта переписка увеличивает сроки, что влечет неустойку. Плюс сейчас по закону о защите прав потребителей надо выплатить 50 процентов штрафа за просрочку — это помимо неустойки. Вот яркий пример: одна страховая компания с заявленной суммы в 828 рублей по суду выплатила 119 тысяч рублей благодаря действиям автоюристов», — объясняет страховщик схему.

Все эти теневые схемы приводят к удорожанию страховки для всех российских автолюбителей, так как страховые компании несут значительные убытки, работают в минус.

«Мне в день приходит три-четыре отказа в возбуждении уголовного дела по нашим заявлениям. Поэтому надеяться можно только на себя. У нас в службе безопасности создана служба страховых расследований, работают профессионалы частично из УБЭП, частично из ГИБДД», — рассказывает Алексеев. Собранные доказательства обмана предъявляются страхователю, и он либо добровольно отказывается от возмещения, либо материалы передаются в полицию и суды.

По словам специалиста, в Москве и крупных городах судебные процессы проходят на должном уровне и принимаются объективные, с его точки зрения, решения. А в регионах — проблема с судебными экспертами.

«Там такой нюанс: судебный эксперт после оценки материала выставляет счет проигравшей стороне. Если в суде проиграет физлицо — специалист может остаться без гонорара. В провинциальных конторах скопилась приличная дебеторская задолженность, поэтому им выгодно выносить решение в пользу жулика», — считает Алексеев.

Крупным страховым компаниям, по словам Алексеева, удается разыскать 300-400 угнанных автомобилей в год с помощью частных детективов и охранных структур.

«Если в ходе проверки на дороге всплывает идентификационный номер угнанной машины, инспектор ГИБДД направляет информацию следователю, который возбудил дело о хищении автомобиля. Тот сообщает собственнику либо страховщику, если выплата уже была осуществлена. Но следователь может сообщить и частному детективу, который от 30 до 50 процентов стоимости машины получит от страховщика. И он, конечно же, может поделиться со слугой закона. На этом, собственно, и живут такие фирмы», — объясняет Алексеев успехи частников в поиске ворованных авто.

В компании, где он работает, тщательно следят за базой угнанных автомобилей, и если оттуда исчезает машина страховой компании, они тут же связываются со следователем. «Плюс мы сами ведем поиск по стоянкам. Вот две машины нашли, которые числились за другими страховыми компаниями, и сообщили коллегам о них», — говорит собеседник.

Чаще всего, по оценкам Алексеева, угнанные автомобили оседают в южных регионах страны. «Но есть и в Сибири, и в средней полосе. И в Москве находили», — уточняет собеседник.

Жулики начали уходить от имитации ДТП и реально бить машины ради страховки, констатирует Алексеев. Такие случаи наблюдаются в лизинговых компаниях.

«Как правило, в липовых ДТП участвуют "Лада Ларгус" и Mercedes. Сейчас для таких авантюр нанимают... каскадеров», — говорит собеседник. Агенты поняли это, когда проанализировали манипуляции с подушками безопасности в салоне автомобиля (это дорогостоящая деталь в машине).

«Начинаем проверять — а ее раскрутили, чтобы не сработала от легкого удара. Либо подушка кочует с одной машины на другую — на некоторых марках можно провести идентификацию, и мы несколько раз вскрывали такие манипуляции», — объясняет Алексеев.

В сфере недвижимости часто горят дома, особенно те, что были застрахованы без осмотра страховщиком. «Платишь три тысячи за полис, сжигаешь сарай за 100 тысяч — и получаешь миллион страхового покрытия», — доступно объясняет Виктор мотивацию аферистов.

«Еще новая тенденция: люди пошли в здоровье. Здесь фальсифицируют травмы, заболевания. В Ростове-на-Дону один товарищ, застрахованный на два миллиона рублей от несчастного случая, упал в подвал собственного дома. Получил сотрясение головного мозга, перелом ребер и так далее. Вследствие травмы головы ему поставили диагноз, связанный с нарушением психики. Начинаем разбираться — выясняем, что он живет в обычной квартире двухэтажного дома, никакого подвала там нет», — рассказывает страховщик.

В дальнейшем выяснилось, что заявитель — наркоман, и его проблемы с психикой вызваны употреблением запрещенных препаратов. А фальсифицированные документы были получены в медучреждении. «Сам он писать не умеет, ему помогал опытный юрист, — возмущается Виктор. — Мы этот суд выиграли, но не потому, что сумели доказать мошенничество. Договор страхования тоже оказался сфальсифицированным. Его оформил наш бывший сотрудник на старом бланке, мы возбудили против него уголовное дело и признали договор недействительным. Эти бланки были отменены, уже не использовались, и нам удалось это доказать».

Герой публикации убежден, что для эффективной борьбы с растущей угрозой страховщикам нужно расширить полномочия. «Сейчас мы лишены права требовать любые документы — например, из лечебного учреждения. Нас открыто посылают. Понятно, что никто не наделит нас возможностями вести серьезные разыскные мероприятия, поэтому нам нужна помощь правоохранительных органов. Надо восстанавливать в УБЭПах отделы по борьбе со страховыми мошенничествами», — резюмирует специалист.