Ростов-на-Дону
Справочник Ростов-на-Дону

«Анатолий Зверев — неповторимый художник своего времени» (ФОТО)

28 января 2014, 20:40 Арт, Культура, Москва

«Анатолий Зверев. На пороге нового музея»: выставка работ одного из самых ярких художников периода «Второго русского авангарда» открылась в столичном «Новом манеже». Все 250 экспонатов прибыли из Греции: это дар будущему «Музею АЗ» (Музею Анатолия Зверева) Алики Костаки — дочери коллекционера Георгия Костаки. О судьбе картин она рассказала «Голосу России»

Знаменитый собиратель авангарда Георгий Костаки считал Анатолия Зверева первым русским экспрессионистом. Невероятно одаренный, гениальный Зверев рисовал, как дышал — стремительно, легко, создавая точные, динамичные образы одним росчерком пера. Он оставил после себя немыслимое творческое наследие — более 30 тысяч работ. Свыше шестисот из них Георгий Костаки вывез в 1977 году из Советского Союза, уезжая с семьей в Грецию.

Фото: РИА Новости

Дочь Костаки — Алики, передавшая почти все эти произведения в дар «Музею АЗ», рассказала «Голосу России», что семь папок рисунков художника удалось вывезти без всякой описи, с пометкой «ценности не представляет». В те годы такое искусство официально считалось чуждым и не нужным народу. «Но папа, конечно, понимал его истинную ценность. И вывозил не ради наживы, а ради сохранения», — уверяет Алики Костаки.

«Все говорят, что у папы был очень точный глаз. Он же в основном занимался в те годы авангардом: это была для него задача номер один, он по нему с ума сходил. И параллельно с авангардом отметил Толю. Он считал, что это самый главный и совершенно неповторимый художник своего времени. Гениальный Толя! Номер один! Почему?.. Любовь трудно объяснить. Наверное, потому что он кажется безумно современным сегодня, а не для того времени: слишком рано он появился».

Фото: РИА Новости

Талантом Анатолия Зверева восхищались Пабло Пикассо и Роберт Фальк. Последний говорил, что после бесед с этим экстраординарным человеком понял, что философское видение и переосмысление окружающего мира — это дар мыслителя Зверева художнику Звереву. При этом сам он — артистичный, обаятельный, веселый, обладающий почти гипнотическим притяжением — был по сути асоциальной личностью. Бунтарь, кочевник, бродяга, он был вне системы, вне политики, вне времени. Меж тем мнением художника чрезвычайно дорожили, в том числе и видные деятели искусства. Его любили, и терпели его чудачества. Несмотря на отнюдь не гламурный, как сказали бы сегодня, внешний вид, Анатолий Зверев стал легендарным персонажем московской богемы 50-60-х годов прошлого века. Это было самое плодотворное для художника время, говорит Алики Костаки.

«Он тогда был совсем молодой. И большой работяга: в 24-25 лет мог написать 50 портретов в день! Шедевров! И папа это понимал. И он стал его опекать — Толя почти жил с нами несколько лет».

За это время портретов самой Алики художник написал 57! Ей тогда было 18. Он рисовал ее тайком, когда девушка мыла посуду или накрывала на стол. «Ни один портрет не похож на другой, хотя на всех — я», — уверяет Алики Костаки. На нынешней выставке — четыре ее портрета. На одном автор пририсовал себя, хотя больше подобного никогда не делал. Решение подарить семейную коллекцию частному музею Алики называет спонтанным. Хотя и признает, что всегда испытывала чувство вины — будто ее семья сокрыла «невероятно интересного Зверева». «И когда ко мне в Грецию приехали Наталия Опалева и Полина Лобачевская, мечтающие создать музей Толи, — рассказывает дарительница, — я сразу поняла, что эти люди заряжены на искусство, они не рассуждают в категориях рынка».

Фото: РИА Новости

Наталья Опалева — директор будущего «Музея АЗ», который по планам откроется в конце 2014 года. Полина Лобачевская — его арт-директор и куратор нынешней выставки. Это их стараниями в 2012-м году в Москве прошла первая, после долгих лет, экспозиция художника «Зверев в огне», где были представлены чудом сохранившиеся после пожара в подмосковном доме Георгия Костаки картины. Чудом, потому что те, что остались, обгорели, но уцелели: огонь не тронул лица на портретах, а лишь создал им огненное обрамление.

Новую выставку создавали как прообраз будущего музея. И придуманное пространство — очень современное, стильное, сопровождаемое цитатами автора и видеоинсталляциями, которые, благодаря масштабу, будто превращают картины Зверева в «послания из космоса» — поистине поражает. Как пояснила «Голосу России» Полина Лобачевская, вместе с увеличением рисунка возрастает степень эмоционального восприятия художника: его чувств, его силы, его гения… В целом же о концепции пространства она говорит так:

«Нам надо было соединить всю экспозицию единой драматургической нитью. Эту нить ведет у нас сам автор: это его высказывания, его афоризмы, его стихи — он ведет нас по выставке. Почему всё так конструктивистски? Потому что большая часть коллекции состоит из супрематических работ, из работ направления, смыкающегося с „первым авангардом“. И это диктовало нам особый способ изложения, особый язык, который предложил сам художник, и мы его поддержали».

Фото: РИА Новости

«Садись, детуля, я тебя увековечу»: те, кто знал Анатолия Зверева, хорошо помнят этот его озорной афоризм. Кто-то из посетителей нынешней выставки с радостью узнает в рисунках себя — мимолетный схваченный образ. Мгновение, запечатленное и превращенное в живопись.

Выставка «Анатолий Зверев. На пороге нового музея» пройдет в столичном «Новом манеже» с 28 января — 8 марта.

Читать на сайте Голоса России